Нарушения в работе радиатора — распространенная проблема, с которой сталкивается множество автовладельцев. Неисправный радиатор не может в штатном режиме охлаждать двигатель, что чревато его перегревом, серьезными поломками и выходом из строя.
Причины данных нарушений могут быть различными: коррозия, механические повреждения при авариях или неправильной эксплуатации, нарушение герметичности сварных швов, засорение каналов накипью и отложениями. Вне зависимости от типа неисправности, важно своевременно диагностировать проблему и устранить ее, не доводя дело до критического перегрева мотора.
Признаки нарушения в работе радиатора: как определить?
Признаки неисправностей радиатора системы охлаждения двигателя проявляются в характерных симптомах. Зная их, можно вовремя заподозрить проблему и не допустить серьезной поломки двигателя из-за перегрева.
Одним из первых и главных симптомов является резкий рост температуры двигателя выше нормы. Это свидетельствует о том, что система охлаждения не справляется со своей задачей и не может отводить избыточное тепло от мотора. Водитель видит на спидометре, что стрелка термометра зашкаливает. Параллельно могут загораться индикаторы перегрева на приборной панели.
Еще один распространенный симптом — наличие подтеков охлаждающей жидкости из-под капота автомобиля. Это происходит из-за потери герметичности системы охлаждения — появляются трещинки, свищи, пробоины в радиаторе или шлангах, через которые начинает просачиваться антифриз. Водитель может заметить лужицы на земле после ночевки машины.
Помимо этого, при серьезных утечках из перегретого двигателя через неплотности радиатора начинает пробиваться пар. Водитель наблюдает облачко белого пара из-под капота автомобиля при работе мотора. Это сигнализирует об опасности — срочно нужно заглушить двигатель и устранить нарушения в работе радиатора.
Итак, основные симптомы проблем с радиатором: перегрев, утечки жидкости, пар из моторного отсека. При их появлении следует провести диагностику и ремонт системы охлаждения.
Диагностика неисправностей радиатора
Чтобы определить точную причину поломки радиатора и выбрать правильный способ ремонта, нужно провести комплексную диагностику. Существует 3 основных метода:
Метод No1 — Визуальная диагностика
Визуальный осмотр радиатора и системы охлаждения позволяет выявить внешние повреждения, трещины, подтеки охлаждающей жидкости, следы сильной коррозии, признаки термических деформаций. Даже простой внешний анализ дает много информации для определения возможной неисправности.
Метод No2 — Проверка давления в системе
Более точный способ диагностики нарушения в работе радиатора — это замер давления в радиаторе и расширительном бачке при помощи манометра. Это позволяет определить наличие утечек, а также оценить производительность насоса и работу термостата. Норма давления в системе охлаждения обычно составляет 0,9-1,1 атм.
Метод No3 — Поиск утечек с помощью «течеискателя»
Самым действенным, но и самым трудоемким является поиск конкретных мест утечек с использованием специального течеискателя. В его состав входит ультрафиолетовый краситель, который выявляет места нарушения герметичности системы. Это позволяет целенаправленно устранять проблему при дальнейшем ремонте.
Таким образом, комплексная диагностика дает полное представление о характере и причинах неисправностей радиатора или системы охлаждения. А значит, гарантирует качественный последующий ремонт.
Все способы ремонта радиатора в домашних условиях
В зависимости от типа выявленных при диагностике неисправностей радиатора, существует несколько эффективных способов ремонта, доступных в домашних условиях.
Сварка трещин
Метод подходит при обнаружении небольших трещин, пробоин в радиаторе, вызывающих утечку. Поврежденные участки зачищаются и аккуратно завариваются сварочным аппаратом. При наличии навыков это надежный и недорогой ремонт.
Использование ремонтных наборов
Существуют специальные пробки, заплатки, заглушки для восстановления герметичности радиатора при протечках, трещинах. Они легко монтируются, надежно заделывают места утечек, сохраняют эксплуатационные свойства.
Замена отдельных деталей радиатора
При серьезных неисправностях радиатора, но сохранной остальной системе охлаждения, имеет смысл произвести частичную замену — установить новую сердцевину, поврежденные бачок или патрубки. Экономичный вариант при условии что есть донор.
Промывка системы охлаждения
Регулярные промывки радиатора и системы охлаждения помогают избавиться от накипи и отложений, предотвращая перегрев и засорение. Это важная профилактическая процедура для продления срока службы всех элементов.
Как видно, возможностей восстановить работу радиатора своими силами предостаточно. Главное – грамотно подойти к выбору метода ремонта после диагностики.
Полная замена радиатора — крайняя необходимость!
Несмотря на все варианты ремонта, бывают случаи, когда радиатор настолько поврежден, что восстановить его не получается. Это может быть вызвано сквозной коррозией, серьезными механическими повреждениями, многочисленными трещинами.
В таких случаях потребуется полная замена радиатора. Конечно, покупка нового автомобиля — это крайняя мера. Разумнее приобрести качественный неоригинальный радиатор от проверенных брендов. Он будет стоить дешевле, при этом по функционалу ничем не уступая оригиналу.
Главное при выборе — обращать внимание на материал изготовления, наличие сертификатов соответствия, отзывы других покупателей. Это позволит получить надежную замену вышедшему из строя радиатору без лишних затрат.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные признаки неисправностей радиатора, способы диагностики проблем и варианты ремонта от простой сварки до полной замены. Как видите, радиатор можно и нужно ремонтировать – в большинстве случаев это позволит вернуть его в строй без лишних затрат.
Главное – регулярно следить за состоянием системы охлаждения и своевременно предотвращать критические поломки двигателя связанные с перегревом. А в случае обнаружения неисправностей радиатора — проводите комплексную диагностику, что позволит выбрать оптимальный метод ремонта!
Интересные факты о радиаторах
- Первые радиаторы появились еще на заре автомобилестроения в начале XX века. И представляли собой просто трубки с оребрением.
- Современные радиаторы имеют сложную многосекционную структуру, выполняются из алюминиевых сплавов с пластиковыми бачками.
- У электромобилей нет радиатора в привычном понимании. Охлаждение батарей и электродвигателей происходит за счет воздушных потоков при движении и принудительной вентиляции.
- В болидах «Формулы-1» применяются высокотехнологичные радиаторы-теплообменники с управляемым потоком воды через секции. Это позволяет оптимизировать тепловой режим в широком диапазоне скоростей.