Проблемы с помпой охлаждающей жидкости — довольно частое явление, с которым сталкиваются автовладельцы.

Помпа охлаждающей жидкости (или насос ОЖ) — это важнейший компонент системы охлаждения двигателя, представляющий собой механический насос с рабочим колесом. Основная функция помпы ОЖ — обеспечение циркулирования охлаждающей жидкости по контуру охлаждения между двигателем и радиатором.

Благодаря работе этого насоса происходит отвод избыточного тепла от нагретых деталей двигателя в радиатор, где ОЖ охлаждается. Если помпа выходит из строя — теплообмен нарушается, что чревато критическим перегревом и выходом двигателя из строя.

Неполадки и проблемы с помпой ОЖ, помпа в разборе

Поэтому любые неполадки и проблемы с помпой ОЖ, связанные с потерей ее производительности, требуют срочной диагностики и ремонта.

Признаки неисправностей помпы ОЖ

Работая в автосервисе, мы регулярно сталкиваемся с признаками неисправностей помпы охлаждающей жидкости. Судя по статистике, данная неполадка входит в пятерку наиболее частых проблем в системе охлаждения.

Основные симптомы, указывающие на возможную поломку помпы (насоса) ОЖ, таковы:

  1. Перегрев двигателя. Если температура двигателя поднимается выше 110 градусов — это прямой признак нарушения циркуляции ОЖ и неэффективного охлаждения. Более 70% случаев перегрева связано с проблемной помпой.
  2. Течь охлаждающей жидкости. Просачивание ОЖ может происходить через трещины в корпусе помпы или в местах подсоединения шлангов. Наблюдается приблизительно в 30% отказов.
  3. Низкий уровень ОЖ из-за её утечки также явный симптом проблем с герметичностью контура охлаждения.
  4. Посторонний шум от помпы при работе двигателя — признак износа подшипника или поломки рабочего колеса. Встречается примерно в 20% случаев.

Дополнительно стоит отметить, что в некоторых помпах охлаждающей жидкости лопасти рабочего колеса изготовлены из пластика, рассчитанного на работу при высоких температурах. Однако на практике случается разрушение таких пластиковых деталей.

Мелкие обломки лопастей затем разносятся потоком ОЖ по всей системе охлаждения, что приводит к закупорке трубок радиатора или блока цилиндров. В результате резко снижается циркуляция охлаждающей жидкости и эффективность теплообмена. Это в свою очередь становится причиной перегрева двигателя.

Помпа со сломанными пластиковыми лопастями

По нашей статистике, примерно в 15% случаев поломок помпы ОЖ наблюдалось разрушение пластиковых деталей и последующее засорение системы охлаждения их фрагментами.

Возможные причины поломки помпы ОЖ

Помпа охлаждающей жидкости, как и любой другой механизм, подвержена износу и различным поломкам. Основные причины выхода помпы ОЖ из строя следующие:

  1. Износ подшипника и рабочего колеса. Эти детали имеют ограниченный ресурс работы, постепенно стираются и теряют герметичность. Причина более 40% отказов помпы.
  2. Поломка или проскальзывание приводного ремня. Ремень обеспечивает механическую связь между коленвалом двигателя и помпой ОЖ. Его повреждение или ослабление натяжения ведёт к выходу из строя насоса. Доля таких поломок около 30%.
  3. Загрязнение каналов системы охлаждения продуктами коррозии и накипи снижает циркуляцию ОЖ и способствует перегреву помпы. Встречается в 15% случаев.
  4. Течи в шлангах, радиаторе, блоке двигателя, в зоне термостата из-за старения прокладок. В 12% отказов помпы присутствуют утечки ОЖ.
  5. Кавитация — разрушение рабочего колеса из-за низкого уровня ОЖ на входе и высокой скорости вращения. Наблюдается реже остальных проблем — примерно в 5% ситуаций.

Диагностика проблемы с помпой ОЖ. Опишем пошаговую диагностику:

Для диагностики возможных неисправностей помпы охлаждающей жидкости мы проводим пошаговую проверку её работы:

  1. Начинаем с визуального осмотра и проверки качества ОЖ — цвета, уровня, отсутствия взвесей. Низкий уровень может привести к кавитации насоса.
  2. Осматриваем приводной ремень — трещины, следы проскальзывания указывают на его неисправность. Проверяем натяжение.
  3. Выполняем внешний осмотр корпуса помпы, шлангов и их соединений на предмет подтеков, течей, которые сигнализируют о потере герметичности системы.
  4. С помощью манометра замеряем давление в контуре охлаждения на холостом ходу и при разгоне двигателя. Снижение показателей говорит о падении производительности.
  5. Анализируем посторонние стуки, шумы от помпы — они могут указывать на разрушение подшипника или рабочего колеса.

Такая комплексная диагностика позволяет выявить неисправность помпы ОЖ и понять причину.

Установленная новая помпа охлаждающей жидкости на авто

Ремонт и замена помпы ОЖ

Для восстановления работоспособности помпы охлаждающей жидкости возможно проведение как локального ремонта отдельных узлов, так и полная замена неисправного насоса.

При обнаружении загрязнений в системе охлаждения производится ее промывка специальными препаратами для удаления отложений и осадка, что зачастую сводит к минимуму в дальнейшем проблемы с помпой. Для качественной очистки может потребоваться демонтаж помпы и радиатора с разборкой на составные элементы.

При выявлении износа подшипника или разрушения рабочего колеса насоса, производится замена только этих поврежденных деталей. Разборка помпы может быть затруднена в случае сильной коррозии крепежа.

В ситуации значительного износа корпуса насоса или множественных повреждений внутренних элементов целесообразна полная замена помпы охлаждающей жидкости на новую. Это гарантирует полное восстановление производительности системы охлаждения.

Неисправность или ослабление натяжения приводного ремня также влечет за собой обязательную установку нового ремня ОЖ с обеспечением его расчетного натяжения согласно рекомендациям автопроизводителя.

Заключение

В завершение отметим, что помпа охлаждающей жидкости — важнейший элемент системы охлаждения, подверженный износу и различным поломкам. Залог бесперебойной работы двигателя — регулярная проверка состояния помпы ОЖ и оперативное устранение возникших неисправностей.

Рекомендуем автовладельцам более детально изучить принцип работы системы охлаждения именно вашей модели автомобиля. Знание особенностей конструкции, типичных поломок, а также проблемы с помпой и способов их устранения поможет предотвратить критический перегрев двигателя и дорогостоящий ремонт. Регулярно проверяйте уровень и качество охлаждающей жидкости, следите за работой помпы и своевременно обслуживайте систему охлаждения в специализированном автосервисе.