Проблемы с термостатом могут привести к серьезным поломкам двигателя, поэтому при появлении первых признаков неисправности этого важного узла системы охлаждения следует срочно обратиться в автосервис для диагностики и ремонта.

Термостат — это терморегулирующий клапан в системе охлаждения двигателя автомобиля, предназначенный для поддержания оптимальной рабочей температуры двигателя.

Термостат автоматически регулирует поток охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Когда температура двигателя ниже 90-100°С, термостат перекрывает циркуляцию жидкости через радиатор, обеспечивая быстрый прогрев двигателя. При достижении рабочей температуры термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор для охлаждения.

Схема работы термостата на автомобили

Таким образом, благодаря термостату происходит точное регулирование температуры двигателя в оптимальных пределах, что способствует снижению износа деталей, экономии топлива и увеличению ресурса работы двигателя. Поэтому исправное функционирование термостата критически важно для надёжной работы системы охлаждения автомобиля.

Почему выходит из строя термостат? Давайте разберёмся.

Термостат — это клапан в системе охлаждения двигателя, который регулирует поток охлаждающей жидкости. Он состоит из металлического штока и резиновой прокладки, заполненной специальным теплочувствительным воском.

Когда двигатель холодный, воск внутри термостата твёрдый и удерживает клапан в закрытом состоянии. Жидкость циркулирует только внутри двигателя для его быстрого прогрева. Как только двигатель нагревается до рабочей температуры 90-100 градусов, воск плавится и расширяется, от чего клапан открывается. Жидкость начинает поступать через радиатор для охлаждения и возвращается обратно в двигатель, поддерживая оптимальный температурный режим.

Со временем под действием высокой температуры и коррозии металлический шток термостата может покрыться трещинами и начать пропускать жидкость внутрь корпуса. Охлаждающая жидкость попадает на резиновую прокладку, вследствие чего воск расплавляется и теряет свои свойства, начинает вытекать наружу через трещины. Резиновая прокладка тоже повреждается и перестаёт герметизировать корпус термостата.

Как только герметичность теряется, термостат больше не может корректно регулировать поток охлаждающей жидкости. Он перестаёт открываться и закрываться в нужные моменты. Жидкость либо постоянно зацикливается внутри горячего двигателя, что приводит к перегреву и серьезной поломке основных элементов системы охлаждения. Либо наоборот, непрерывно идёт в радиатор, не давая двигателю прогреться до рабочей температуры.

Причины возникновения проблемы с термостатом

Износ и коррозия контактов. Контакты и электрические цепи (если они есть) внутри термостата постоянно подвергаются воздействию высоких температур и влаги. Со временем это приводит к окислению, разрушению и нарушению контакта в цепях датчиков и исполнительных механизмов. В результате термостат перестает правильно определять температуру и управлять клапаном.

Поломка термочувствительного элемента. В конструкции термостата используются *сильфоны, пружины и другие чувствительные к температуре детали. Их свойства со временем ухудшаются из-за усталости материалов и коррозии. В итоге датчик температуры выходит из строя.

Нарушение герметичности. Негерметичность корпуса из-за старения прокладок приводит к попаданию охлаждающей жидкости и пара внутрь термостата. Это вызывает короткие замыкания и окисление контактов, делая термостат неработоспособным.

Повреждения при замене. Неосторожное обращение, неправильная установка и монтаж термостата могут привести к механическим деформациям корпуса, защемлению трубок, обрыву проводов и другим поломкам. Это тоже частая причина выхода термостата из строя.

* Сильфон или терморегулятор — это металлическая гофрированная трубка внутри корпуса термостата. Сильфон выполняет функцию температурного чувствительного элемента, который реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости.

Принцип работы сильфона основан на тепловом расширении металла. При нагревании жидкости двигателя сильфон расширяется и воздействует на клапан термостата, открывая его. При охлаждении сильфон сужается, закрывая клапан.

Главные преимущества сильфонного термостата:

  • Высокая чувствительность к изменению температуры. Сильфон реагирует даже на небольшие колебания показателей.
  • Долговечность. Гофрированная структура позволяет сильфону выдерживать повторяющиеся циклы расширения и сжатия в течение длительного времени.
  • Компактные размеры по сравнению с восковым или жидкостным термостатом.

Таким образом, сильфон является очень важным компонентом современных термостатов, от работы которого зависит точность регулирования температурного режима двигателя.

Сильфон термостата (реже применяется на современных автомобилях)
Сильфон термостата (реже применяется на современных автомобилях)

Основные симптомы неполадок термостата

Вот признаки того, что термостат вашего автомобиля выходит из строя:

    1. Перегрев двигателя. Основные симптомы отказа термостата связаны с перегревом двигателя. Об этом легко догадаться по показаниям датчика температуры, которые могут быть необычно высокими.
    2. Холодный двигатель. Если термостат заклинивает в открытом положении, возникает постоянный поток охлаждающей жидкости в радиатор, из-за чего двигатель работает холодным.
    3. Колебания температуры. Неисправность термостата обычно вызывает неравномерную работу всей системы охлаждения с резкими скачками показаний.
    4. Неустойчивая температура в салоне. Охлаждающая жидкость также прогревает воздух, подаваемый в салон. Поэтому при поломке термостата вы можете заметить резкие перепады температуры из отопителя.
    5. Течь охлаждающей жидкости и пар из двигателя. Одним из главных признаков отказа термостата является утечка горячей охлаждающей жидкости из-за высокого давления.
    6. Странные звуки из моторного отсека. Булькающие, стучащие или гудящие звуки из двигателя могут возникать из-за кипения охлаждающей жидкости.
    7. Переполненный бачок расширительного бака. Если клапан термостата остается закрытым, охлаждающая жидкость внутри нагревается и превращается в пар, а жидкость в радиаторе остаётся холодной.
    8. Повышенный расход топлива. Перегрев и недогрев двигателя приводят к увеличению вредных выбросов и ухудшению топливной экономичности.

Диагностика проблем термостата

Развернутая информация по диагностике проблем термостата:

Проверка температурным датчиком. С помощью автомобильного диагностического термометра или пирометра проверяют фактическую температуру двигателя и сравнивают с показаниями штатного датчика температуры. Расхождение говорит о неисправности термостата или датчика температуры.

Измерение сопротивления. C помощью мультиметра прозванивают цепи термостата и замеряют сопротивление термочувствительного элемента при разных температурах. Отклонение от нормы выявит дефект датчиков или электрических цепей.

Визуальная проверка. Осматривают состояние корпуса термостата и признаки протечек охлаждающей жидкости из-под прокладок. Проверяют целостность проводки и надежность контактных соединений. Это поможет определить механические повреждения и нарушение герметичности термостата.

Также рекомендуется диагностировать работу клапана термостата с помощью эндоскопа, а также проверить давление в системе охлаждения перед и после термостата.

Проблемы с термостатом сигнализируют показатели перегрева двигателя на приборной панели

Решение проблемы с термостатом

Замена на новый при выявлении проблемы с термостатом. При сильных механических повреждениях корпуса, признаках коротких замыканий в электрических цепях или выработке ресурса старого термостата оптимальным решением будет установка нового оригинального термостата от производителя. Это позволит восстановить работоспособность и надежность системы охлаждения.

Ремонт проблемного термостата. Если неисправность связана с протечкой прокладок или выходом из строя отдельных элементов (сильфон, пружина, проводка), то возможен ремонт термостата с заменой дефектных деталей. Это более бюджетный вариант при сохранении общего ресурса оригинального устройства.

Главное при решении проблем термостата — установить точную причину поломки и в соответствии с ней выбрать оптимальный метод — замену или профессиональный ремонт в автосервисе. Это позволит надежно и надолго восстановить работоспособность всей системы охлаждения и двигателя.

Как выбрать подходящий термостат для вашего автомобиля

При выборе нового термостата важно учитывать особенности вашей модели автомобиля. Многие производители имеют собственные стандарты крепления, типов штуцеров, диапазонов температур и электрических характеристик.

Например, термостат для двигателя Volkswagen часто отличается по конструкции корпуса и направлению выходных патрубков от аналогичной детали в японских или корейских автомобилях. Установка неподходящего термостата может затруднить монтаж или привести к утечкам охлаждающей жидкости.

Обратите внимание на стоимость оригинальных и неоригинальных термостатов в магазинах запчастей. Качественные аналоги обойдутся дешевле, однако срок службы может быть ниже. Ремонт и регулировка исправного термостата с заменой изношенных деталей также поможет сэкономить. 

Термостаты для разных автомобилей

Заключение

Поддержание исправного состояния термостата поможет избежать многих проблем с перегревом и разгерметизацией двигателя. Рекомендуется проводить ежегодный осмотр технического состояния термостата и системы охлаждения, особенно на автомобилях старше 5 лет.

Признаки нарушения работы термостата — резкие скачки температуры двигателя, течь охлаждающей жидкости, падение давления в системе — должны насторожить. В таких случаях, не откладывая, обращайтесь в автосервис для бесплатной диагностики и качественного ремонта термостата по оптимальной цене. Своевременное решение этой проблемы сэкономит вам нервы и крупные затраты в будущем!